×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

  • Модели нечеткой многоцелевой оптимизации для поддержки выдачи рекомендаций для персонализированных туристических траекторий

    • Аннотация
    • pdf

    В работе рассматриваются инновационные методы улучшения туристического опыта через персонализированные рекомендации. Особое внимание уделено анализу проблематики предметной области, на основе которого сформированы результаты исследования. Предложен программно-математический комплекс с использованием многокритериальной оптимизации и нечеткой логики, повышающий точность рекомендаций для индивидуальных запросов. В качестве индивидуального алгоритма предложен метод введения онтологических иерархических типов связей, которые фиксируют родовидовые и объектно-ориентированные отношения категорий туризма, характеризующие влияние на туристические объекты. Помимо этого, для учета гибких, слабо формализованных запросов пользователя, вводятся механизмы нечеткой логики за счет внедрения нечетких оценочных шкал. Диаграмма классов подробно описывает структуру онтологической иерархической модели, представленной в работе. Предусмотрена гибкая настройка критериев рекомендаций, обеспечивающая адаптацию системы к индивидуальным интересам пользователей. На основе предоставленных результатов исследования произведена апробация эффективности алгоритма путем проведения тестовых расчётов. Результаты проведенного исследования способствуют повышению качества туристического опыта, направленного на индивидуализацию образовательных пользовательских запросов.

    Ключевые слова: туризм, оптимизация туризма, рекомендательные системы, нечеткая логика, многокритериальная оптимизация, мобильная разработка

    2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика

  • Методы и средства формирования и оценки компетенций специалистов в области информационной безопасности на основе многофункционального программно-аппаратного комплекса

    • Аннотация
    • pdf

    В статье обсуждаются различные аспекты организации обучения специалистов в области информационной безопасности на основе киберполигона – многофункционального программно-аппаратного комплекса. Приводится анализ сущности киберполигона как компьютерной технологии обучения в рамках процессов цифровизации образования и формирования компетенций обучающихся, например, цифровой культуры и кибергигиены. На основе анализа возможностей киберполигона для подготовки и переподготовки специалистов различных профилей сформулированы требования к специфике методов и средств обучения и оценки их компетенций. Обсуждаются проблемы концептуального проектирования образовательного контента киберполигона, необходимость формализованного описания сущностей компетенций и их составляющих, фиксации причинно-следственных связей для сценарного проектирования образовательных траекторий. Отдельное внимание уделено специфике педагогического проектирования, использованию активных и групповых подходов к обучению, необходимости распределения ролей при решении командных задач. Предложены новые формальные подходы к концептуальному проектированию сущностей компетенций с учетом данной специфики, методы автоматизированного распределения участников по ролям учебных проектов и учебным задачам, новые концептуальные модели оценки компетенций на основе покрытия их подходящими компетентностно-ориентированными заданиями. Предложенные концептуальные модели легли в основу программной архитектуры информационных компонент киберполигона по управлению образовательными траекториями и представлены на уровне артефактов проектирования логического уровня системы управления киберполигоном.

    Ключевые слова: киберполигон, информационная безопасность, кибергигиена, цифровизация образования, цифровая культура, концептуальное проектирование, методы автоматизированного распределения, модели оценки компетенций, артефакты проектирования

    2.3.4 - Управление в организационных системах